Киев

Ботанический сад имени ГришкоБыковняВладимирский соборКосой капонирЛысая гораПарк ФеофанияСвято-Пантелеймоновский соборСпасо-Преображенская ПустыньЦерковщина

Киев

К и е в
 
Киев — древнерусский город, столица и самый крупный город Украины, город-герой. Находится на реке Днепр. Является центром Киевской агломерации. Киев — отдельная административно-территориальная единица Украины, кроме того, он является административным центром Киевской области. Город является культурным и правительственным центром Украины. Расположен на севере центральной части Украины. Население постоянно растёт в среднем на 20 тыс.ч. в год. С 30 января 1918 года по декабрь 1919 года и с июня 1934 года по 24 августа 1991 года — столица УССР. Город имеет свой герб и флаг. В силу своего исторического значения как центр государства Киевская Русь с IX по XII век и сейчас называется «Матерью городов русских».
 
Происхождение названия
 
По одному из преданий, название города происходит от имени Кия — самого старшего из трёх братьев, которые, согласно легенде, считаются основателями Киева. Эта легенда дошла до нас в летописи XII века «Повесть временных лет»:
«Быша три братья,— сообщает летописец,— единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, идеже ныне оувоз Боричев, а Щек седяше на горе, идеже ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица, и створиша град, во имя брата своего старейшего и нарекоша имя ему Киев. И бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудры и смыслени, и нарицахуся Поляне, от них же суть Поляне в Киеве и до сего дня».
 
В последнее время исследователями выдвигается версия о происхождении названия города от слова «кий» — большая палка (ср. кий в бильярде). Это связано со значением города как ключевой точки «пути из варяг в греки» и существовавшей в этом месте переправы понтонного типа через р. Днепр. К киям — сваям, врытым в дно реки — привязывались лодки, на которые прикреплялся настил для переправы. По другой версии между киями натягивались цепи, не пускавшие торговые ладьи вниз по Днепру до уплаты пошлины. После уплаты кии наклонялись, цепи уходили под воду и ладьи могли продолжать свой путь. Люди, обслуживающие переправу такого типа (или аналог таможни, по другой версии), назывались «кияне» (ср. украинское «кияни» — киевляне).
 
История
 
Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—20 000 лет назад. Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4 500 — 3 500), средний (3 500—2 750) и поздний (2 750 — 2 000 гг. до н. э.). Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. — первой половины I тыс. н. э. Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III вв. — рубеже IV—V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.
 
Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. По некоторым археологическим исследованиям, первое городское поселение на территории Подола появилось не ранее 880-х гг. В то же время в распоряжении современных ученых есть свидетельства более раннего времени возникновения предания о постройке Киева в земле полян. Одним из этих свидетельств является армянская история Зеноба Глака VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого отношения к истории армянского народа: три брата — Куар, Мелтей и Хореван— построили в какой-то стране Палуни город. В армянской записи совпадают с летописной и основа, и подробности (охотничьи угодья, город на горе, языческое святилище).
 
Помимо версии с полянами, к которой склоняются большинство историков, существует т. н. «Хазарская версия» основания города. Согласно этой версии, Киев, входивший в Хазарский каганат, был основан хазарским визирем Куйа, который дал городу свое имя и разместил там оногурский гарнизон.
 
Согласно летописному преданию, в конце IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, варяги Аскольд и Дир; в 882 году Киев был завоеван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенес туда свою резиденцию, сказав: «Се буди мати градомъ русьскимъ». С этого момента, Киев стал столицей нового государства — т. н. Киевской Руси. Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середины X века, отмечал, что у Киева существовало второе название — Самватас. Вероятно, оно было либо древним названием города, либо его обозначением в не славянской среде. Слово, возможно, происходит из хазарского языка и в этом случае может означать «верхние укрепления». У восточных авторов, а также у некоторых европейских и еврейских писателей Киев назывался Манкерман. Результаты некоторых археологических раскопок дают основание считать, что уже в VI—VIIвв. поселения на правом берегу Днепра можно считать городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Однако в противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII—X веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера.
 
В Киевской Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Русской земли по крайней мере до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). Возвышение отдельных земель с собственными династиями в течение XII века подорвало политические значение Киева, мало-помалу превратив его в почетный приз самому сильному князю и соответственно — в яблоко раздора. Серьёзный удар нанес Киеву его разгром войском владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году; принятие вслед за тем владимирским князем титула Великого князя подорвало и моральный авторитет Киева. Новым ударом для города явилось его сожжение в 1203 году, в ходе междоусобиц, князем Рюриком Ростиславовичем и союзными Рюрику половцами. Во время междоусобных войн 1230-х годов несколько раз осаждался и разорялся, переходя из рук в руки. В 1240 году разрушен монголо-татарами. Затем князь Михаил Всеволодович правил в Киеве до 1243 года, когда во время его отъезда в Венгрию на свадьбу сына Ростислава, Киев был захвачен Ярославом Всеволодовичем Владимирским. Ярослав получил ярлык на Киев и был признан верховным правителем всех русских земель «старей всем князем в русском языце». Фактически, однако, разгромленный Киев потерял и экономическое, и политическое значение, а вслед за тем и духовную монополию: в 1299 году киевский митрополит отъехал во Владимир, затем митрополичий престол был перенесен в Москву, и хотя впоследствии он был восстановлен в Киеве, фактически Киев оставался духовной столицей только западно - русских земель.
 
С 1362 года находится в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой; после Люблинской унии 1569 года Киевщина входила в состав польских коронных земель. Киев пользовался Магдебургским правом с начала XV века по 1834 год; в 1494 году оно было подтверждено специальным привилеем.
 
С 1654 года (Переяславская рада) Киев в составе Российского государства. В отличие от остальной Левобережной Украины, Киев был уступлен Польшей первоначально временно (по условию Андрусовского перемирия 1667 года. Киев возвращался Речи Посполитой, однако московская дипломатия добилась отсрочки его эвакуации на 2 года; в результате, Киев вопреки договору так и не был возвращен), затем, по «Вечному миру» 1686 года с Речью Посполитой — постоянно; с 1721 года в составе Российской империи, центр Киевской губернии.
 
Свержение памятника Столыпину в Киеве, 1917 г. (на нынешнем майдане Независимости)
Начиная с ноября 1917 года, Киев многократно переходил из рук в руки, власть постоянно менялась. С 12 июня 1920 вошел в состав УССР. В 1934 году по решению Совнаркома Украины столица Украинской ССР перенесена из Харькова в Киев.
 
Великая Отечественная война
 
В сентябре 1941 года немецкие войска замкнули вокруг Киева крупнейшее окружение в истории войн. С 19 сентября 1941 года по 6 ноября 1943 года Киев был оккупирован немцами. Город был освобождён в ноябре 1943 года в результате Киевской наступательной операции. Повторная попытка немецко-фашистских войск вновь захватить город была отражена в декабре того же года. За героизм, проявленный во время обороны, Киеву было присвоено звание города-героя (Указ Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года; утверждено Президиумом Верховного Совета СССР, 8 мая 1965 года).
Столица Украины
 
С декабря 1991 года Киев — столица независимой Украины.
Население
В конце XVIII века население составляло около 30 000. В соответствии с переписью населения от 2001 год в Киеве проживало 2 611 300 жителей. Киев — единственный регион постсоветской Украины, население которого было стабильно на протяжении 1990-х, и в настоящее время численность населения возрастает в среднем на 20 тыс. человек в год. С 1.01.2002 г. по 1.01.2010 г. населения Киева выросло на 174 тыс. человек. На 1 февраля 2010 года в Киеве проживает 2 785 тыс. человек. Естественный прирост населения города положителен, его величина значительно выше чем по стране в целом (+2,2 человека на тысячу против −4,87 по Украине в целом) и это один из самых высоких показателей прироста населения на Украине после Закарпатской и Ровенской областей (+3,7 + 2,4 соответственно). Также это единственный регион, привлекающий внутренних мигрантов молодого возраста из всех регионов страны.
 
К началу XXI века завершился процесс эмиграции евреев (с 1989 по 2001 год абсолютная численность евреев в Киеве сократилась со 100,6 до 17,9 тысяч человек, а их доля в населении города сократилась с 13,9 % в 1959 году до 0,7 % в 2001), уменьшилось число белорусов (1989 — 25,3 тыс. человек, 2001 — 16,5 тыс. человек) и поляков (1989 — 10,4 тыс. человек, 2001— 6,9 тыс. человек).
 
Согласно переписи 2001 года, население города на 82,2 % состояло из украинцев и на 13,1 % из русских. В ходе опроса, проводившегося в ноябре 2006 года 83 % жителей города назвали себя украинцами, 14 % — русскими, 3 % — евреями и представителями других национальностей. В 2006 году 57 % назвали родным украинский, 41 % — русский, 1 % — другие языки. В общении с членами семьи 58 % используют русский язык, 38 % — украинский, 3 % — другие языки. В общении с друзьями и знакомыми русский язык ещё более популярен — 65 %, украинский — 30 %, другие языки — 5 %. В общении с коллегами на работе снова чаще употребляется русский — 58 %, украинский — 37 %, другие языки — 5 %.
Религия
В 2007 году в Киеве насчитывалось 719 религиозных общин, среди них УПЦ (МП) — 177, УПЦ (КП) — 91, свидетели Иеговы — 49, баптисты — 45, христиане веры евангельской — 40, УАПЦ — 24, адвентисты седьмого дня — 21, пятидесятники — 15, УГКЦ — 9, мусульмане — 8, Римско-католическая церковь — 8, иудеи — 7, старообрядцы РПСЦ — 1 и как минимум 4 незарегистрированные буддистские общины.
 
По состоянию на 1 июля 2009 года в Киеве официально зарегистрированы и действуют 1067 религиозных организаций. Среди них: 813 религиозных общин, 44 духовных центра, 21 управление, 106 миссий, 21 братство, 41 духовное учебное заведение и 21 монастырь.
 
В ходе опроса, проводившегося в ноябре 2006 года, 64 % жителей Киева назвали себя верующими, 9 % определили себя верующими в сверхъестественные силы, 19 % не определили своей религиозной принадлежности, 8 % — атеисты. Регулярно посещают религиозные службы и учреждения 11 % всех опрошенных, 64 % — изредка. В различные суеверия верят от 23 % (гадания и предсказания) до 52 % (талисманы).
Церкви, монастыри и соборы
В Киеве была построена первая каменная церковь Киевской Руси — Десятинная церковь. Наиболее известными киевскими храмами являются Софийский собор и Киево-Печерская лавра, включённые в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также Михайловский и Владимирский соборы, Андреевская церковь, Выдубицкий монастырь, Флоровский монастырь.
 
С 2004 года ведётся расширение территории вокруг мечети «Ар-Рахма» для постройки целого Исламского комплекса. В 2009 году начата постройка первого в Киеве минарета.
Культура и отдых
В Киеве 27 музеев, 25 театров и театров-студий (например Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т.Шевченко, Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества, Национальный академический драматический театр им. И.Франко, Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки, Театр на Подоле, Киевский молодой академический театр, Киевский государственный академический театр драмы и комедии на левом берегу).
 
В Киеве существует один из самых больших на территории СНГ планетариев.
Киев богат памятниками культуры и искусства. Важнейшие из них них: Золотые ворота, Софийский собор (XI в.), Выдубицкий монастырь (XI в.), комплекс сооружений Киево-Печерской лавры (XI—XVIII вв.), Михайловский Златоверхий монастырь, Флоровский монастырь (нач. XVI в.), церковь Спаса на Бересте (XIIв.), барочные Воскресенская, Андреевская, Покровская, Троицкая церкви, расписаный Михаилом Врубелем Владимирский собор (XIX в.), Кловский и Мариинский дворцы.
Леса, парки и сады составляют больше половины его площади. На территории города находятся два ботанических сада.
 
Киев справедливо называют одним из самых зелёных городов мира (а некогда он считался самым зелёным). Знаменитые киевские каштаны, которые роскошно цветут в мае, а иногда и два раза в год: весной и осенью, стали одним из символов города.
 



Как оплатить
Мы принимаем к оплате:
Copyright © ЛІК-ТУР 2000-2016 Использование текстов и фотографий с сайта www.liktour.com.ua допускается только с письменного разрешения компании " ЛІК-ТУР".